Ох уж этот телевизор!

Ох уж этот телевизор!
 
Ну вот, скажет кто-то, опять нападки на телевизор. Неужели нашим педагогам не надоело бранить "ящик", хотя многие взрослые признают его несомненную пользу. Как же можно лишить ребенка удовольствия посмотреть мультяшки, к тому же и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно, особенно для мам. Да и знания детям также часто дает телевизор, показывает мир, новых людей и новые города.
 
Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Поэтому я и не собираюсь огульно ругать телевидение и советовать вам запрещать ребенку смотреть его.
 
Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру, и телевизионные передачи в том числе. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок посмотрит хороший фильм или обучающую программу, но если он сидит полдня, не отлипая от телевизора, то ничего, кроме вреда, это принести не может, даже если сами по себе передачи и полезные. Хотя это кажется весьма известной истиной, но, положа руку на сердце, часто ли мы вспоминаем о ней, заставая свое чадо перед телевизором? Нельзя забывать и о том, что долгое общение с телевизором вредно для глаз и вообще для здоровья ребенка. Если многие из нас боятся слишком часто делать своему ребенку рентген или не хотят, чтобы он долгое время сидел перед компьютером, то не кажется ли вам странным, уважаемые родители, что вы совершенно не боитесь долгих часов, проведенных перед телевизором. Конечно, он давно стал привычным элементом вашего интерьера и потому кажется милым и безопасным, однако от привычности его недостатки не стали меньше.
 
Но кроме чисто физических, существуют и психологические причины, по которым чрезмерное злоупотребление телевизионными программами тоже вредно для детей. Дело в том, что телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, ни изменить или разнообразить его, ни принять в нем какое-то участие не можем. При этом если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, воспроизводя его описания действующих лиц и обстановки (не говоря уже о том, что чтение развивает речь, расширяет словарный запас детей), то телевизионные программы не дают нам и этой возможности. Поэтому замена чтения и игры просмотром даже самых лучших фильмов тормозит развитие воображения ребенка, как творческого, так и воссоздающего, так как он не должен ни сам придумывать что-то новое, как в игре, ни воссоздавать придуманное другими, как при чтении.
 
 
 
Однако вы можете возразить мне, что многие фильмы и программы дают интересную информацию ребенку, что само по себе очень важно в этом возрасте и о чем я сама говорила выше. Это действительно так, но ведь мы же с вами и не собираемся отказываться совсем от него. Однако надо помнить, что телевизионные передачи служат все-таки больше не для обучения, а для развлечения детей. Что же касается возможностей получения информации, причем информации живой, яркой, наглядной, которая помогает ребенку легче усвоить какой-то материал, то для этого лучше использовать компьютерные игры, а не телевизионные программы. Дело в том, что при той же степени внешней привлекательности и непосредственности изображаемого, компьютерные игры лишены некоторых недостатков телевизионных программ, в частности их обезличенное, невозможности изменить ход или темп действия. Они включают ребенка в работу, лишая его возможности пассивно наблюдать за происходящим.
 
Так мы с вами подошли еще к одному недостатку телевизора, связанному уже с личностными изменениями в психике вашего ребенка. Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия, например, телесериалы, значительно более пассивны, чем их сверстники. Они реже настаивают на своих предложениях в совместных играх, чаще обижаются, отходя в сторону, или вступают в конфликты, драки со сверстниками, вместо того чтобы настоять на своем. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности, который отмечается не только в игре, но и на занятиях, связан и с тем, что им трудно изменить накатанный ход сюжета, внести в него что-то новое, причем это качество нарастает со временем. Такие дети стремятся к тому, чтобы все было "как всегда", ничего не нарушало привычного уклада или сюжета. Такая регидность (а так называется это свойство) будет мешать им в дальнейшей жизни, тормозить их деловую активность, особенно в том случае, если надо что-то быстро решить или что-то изменить.
 
Однако, кроме пассивности, существует и другая реакция на просмотр некоторых телевизионных программ - агрессивность. Об этом много писалось, особенно западными психологами, которые установили, что просмотр, к примеру, боевиков резко усиливает агрессивность детей, особенно детей маленьких (3-7 лет), расторможенных или сверхэмоциональных. Поэтому таким детям не рекомендуется смотреть агрессивные фильмы и играть в агрессивные игры в качестве профилактики агрессивности, что часто используется в более старшем возрасте. Речь идет о существующих для школьников специальных телевизионных или компьютерных играх, в которых ребенок может разрядить свою агрессивность, побывав в игре в роли полицейского, сыщика, вора, разбойника. Но родителям следует помнить, что эти игры могут быть полезны только детям более старшего возраста. Дошкольникам они принесут скорее вред, чем пользу, растормозив их и усилив агрессивность, так как у них не сформирован еще эмоционально-волевой контроль.
 
Конечно, ясно, что телевизор сам по себе безвреден и не является причиной появления новых недостатков, однако он во многих случаях как бы провоцирует развитие тех недостатков или негативных свойств характера, которые уже были заложены в вашем ребенке. Поэтому активные одаренные дети обычно и сами не очень стремятся сидеть часами перед телевизором, а дети, у которых не хватает творческой активности, дети инертные, склонные к ригидности, как раз готовы просиживать перед ним часами, что приводит к дальнейшему развитию этих негативных черт. Точно так же дети тревожные, робкие часто не любят или боятся агрессивных фильмов, а агрессивные дети, наоборот, готовы их смотреть сколько угодно, что способствует развитию этих отрицательных свойств их личности.
 
В принципе это характерно не только для детей, но и для взрослых, что вы уже и сами, наверное, могли заметить, но для детей, личность которых только формируется, это особенно вредно, так как мешает их разностороннему психическому развитию.
 
Поэтому постарайтесь все-таки не пожалеть своего времени и почитайте с вашим сыном или дочкой на ночь книжку, порисуйте или поиграйте с ними, вместо того чтобы включить телевизор или видеомагнитофон с записанной, пусть и самой лучшей, сказкой, занявшись в это время своими делами. Это окупится сторицей и очень быстро, уверяю вас.